РОБОТИЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО
Роботическое и алгоритмическое искусство
Наталья Федорова
ITMO University
Роботическое и алгоритмическое искусство
ВВЕДЕНИЕ
Роботическое искусство — это жанр технологического искусства, который характеризуется использованием автономных механизированных агентов, роботов или роботических систем для того, чтобы изучить различные модели поведения человека или других живых агентов.
Видео
Роботическое искусство // Наталья Федорова
Съемки лекции проводились на базе проектов «Новая Антропология» и «Школа Павлова»
КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИМЕРЫ
Формально роботы можно классифицировать по внешнему виду и типу строения:

  • человекоподобные роботы и андроиды, имитирующие человека, как, например, в фильме “Из машины"
  • роботы-экзоскелеты, увеличивающие силу мышц. Например, студент ИТМО Алексей Ледюков разработал модель экзоскелета с помощью 3D принтера и углеволокна
  • функциональные роботы: роботы-манипуляторы, которые представляют одну автоматизированную функцию (робо-рука), автономные транспортные средства (машины управляемые искусственным интеллектом, дроны и т.д.). Например, летом 2022 года на выставке “Забота робота” в Севкабеле был представлен робот-художник и робот-скульптор, разработанные в Университете ИТМО
  • роботические среды, работающие автономно как самостоятельные системы. Например, Билл Ворн создал проект “DSM VI”, в котором роботы представлены, как обладатели психических расстройств. Инсталляция напоминает запутанные коридоры сумасшедшего дома, а роботы ведут себя непредсказуемо под воздействием заболеваний.
В рамках роботического искусства можно выделить четыре типа взаимодействия с роботами в рамках произведения искусства:

  1. робот как отражение человека
  2. человек, имитирующий робота
  3. автономная кибернетическая система
  4. робот-посредник.
Робот-отражение человека
1
Слепой робот, Луи Филипп Демерс
Идея создания робота предельно проста. Две роботизированные руки имитируют то, как слепой видит или сканирует лицо человека, слегка касаясь лица механическими кончиками пальцев. Если вы — человек, к которому прикасаются, то вы можете посмотреть на себя в зеркало и ощутить, что робот вас будто сканирует.
Робот выполняет эту процедуру очень мягко, что тоже является удивительным в этой ситуации. Однако в тот момент, когда он останавливается на уровне плеч, чтобы перейти к вашему лицу, то в в вашу голову приходят мысли о научно-фантастических фильмах. Далее вы начинаете спрашивать себя, действительно ли эта машина достаточно сильна, чтобы причинить вам боль. Этот опыт удивителен и создает совершенно иной взгляд на роботов.
Louis-Philippe Demers / THE BLIND ROBOT
https://www.youtube.com/watch?v=cVmlPvTcH2o
"Это психологический эксперимент: просто потому, что я говорю, что это слепой робот, вы согласитесь, что эта машина может прикоснуться к вам в очень интимных местах. Если бы это был робот, а я бы ничего не сказал или сказал, что это устройство здесь для того, чтобы измерять частоту сердечных сокращений, прикасаясь к вам, у вас была бы совсем другая реакция"
Луи Филипп Демерс
человек, имитирующий робота
2
Экзоскелет, Стеларк
Для тела сконструирован шестиногий шагающий аппарат с пневматическим приводом. Локомотор пульсирующей походкой движется вперед, назад, вбок и поворачивается на месте. Он также может приседать и подниматься, разводя или сжимая ноги. Тело располагается на поворотном столе, что позволяет ему вращаться вокруг своей оси. Верхняя часть тела и руки имеют экзоскелет. Левая рука — это вытянутая рука с пневматическим манипулятором, имеющим 11 степеней свободы. По форме она похожа на человеческую, но имеет дополнительные функции. Пальцы открываются и закрываются, превращаясь в несколько захватов. Имеется индивидуальное сгибание пальцев, а также вращение большого пальца и запястья. Тело приводит в действие шагающую машину, двигая руками. Различные жесты вызывают различные движения — перевод движений конечностей в движения ног. Руки тела направляют хореографию движений локомотора и создают какофонию пневматических, механических и сенсорных модулированных звуков.
Stelarc Exoskeleton
www.stelarc.org
автономная кибернетическая система
3
Сенстер, Эдвард Игнатович
Сенстер Эдварда Игнатовича — это интерактивная роботическая скульптура, которая представляет собой когнитивную механическую модель. Сделанная вручную и по виду напоминающая клешню омара, эта скульптура — механическое доказательство того, что искусственный интеллект воспринимает окружающую реальность. Скульптура обладает способностью реагировать на поведение зрителей, используя датчики звука и движения.
The Senster
робот — посредник между человеком и кем-то еще
4
Кен Ринальдо, Дополненная реальность рыб
«Дополненная реальность рыб» состоит из пяти передвижных аквариумов, в которые помещены сиамские бойцовые рыбки. В этих интерактивных роботизированных скульптурах движение рыбок управляет движением всей конструкции при помощи специального программного обеспечения. Перемещаясь, они взаимодействуют с окружающей средой и другими сиамскими бойцовыми рыбками, которые также могут видеть за пределами своих стеклянных чаш и управлять своими рыбомобилями.

Каждый роботизированный аквариум в «Дополненной реальности рыб» оснащен четырьмя точными инфракрасными датчиками. Когда рыба проплывает перед датчиками, она активирует микроконтроллер, который приводит в действие моторизованные колеса в каждом рыбьем транспортном средстве. Датчики позволяют рыбе перемещать робота вперед и назад, а также поворачивать его влево или вправо. Люди взаимодействуют с работой, просто входя в пространство инсталляции, что может привлечь внимание рыбы. Роботические конструкции управляются рыбами, которые выбирают, приближаться или удаляться от участников-людей, когда им вздумается.
Ken Rinaldo. Augmented Fish Reality 2004
https://www.kenrinaldo.com/portfolio/augmented-fish-reality/
Сиамские бойцовые рыбки — верхнедышащие, поэтому им очень комфортно в среде с недостатком кислорода. Они глотают воздух с поверхности, чтобы получить достаточное количество кислорода. Большая чаша отлично подходит им в качестве среды обитания, поскольку в такой чаше значительная часть поверхности воды находится в контакте с кислородом.
В среду инсталляции также входит растение мирной лилии, которое поглощает отходы жизнедеятельности рыб и, в свою очередь, обеспечивает рыб кислородом. Дополнительными элементами этой интерактивной инсталляции являются маленькие видеокамеры, установленные под углом сорок пять градусов под одной из чаш, которые проецируют изображение на стены галереи с точки зрения рыб.

2. IHNATOWITCZ, EDWARD, TOWARDS A THINKING MACHINE, 1970

1. LOUIS-PHILIPPE DEMERS: MACHINE PERFORMERS: NEITHER AGENTIC NOR AUTOMATIC, 2010
3. KAC, EDUARDO, ROBOTIC ART CHRONOLOGY, 2006

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. ROBOTS AND ART: EXPLORING AN UNLIKELY SIMBIOSIS, ED BY: DAMITH HERATH, CHRISTIAN KROOS AND STELARC, SPRINGER, 2016