ИСКУССТВО дополненной реальности
Цифровое искусство
Надежда Бей
ITMO University
Цифровое искусство
КАК РАБОТАЕТ AR?
Технология дополненной реальности работает на основе специальных маркеров, геометок или произвольных плоскостей в пространстве. Чтобы AR объект появился, ему нужен маркер (или иначе, триггер) – это может быть заранее определенный физический предмет, картинка (подойдет также qr код, логотип или просто фотография), лицо тоже может быть триггером. Некоторые объекты способны появляться просто в любом месте, где есть горизонтальная поверхность, а некоторые привязаны к определенной точке на карте и могут появиться лишь в заданном месте.

Видео
Искусство дополненной реальности // Надежда Бей
Благодарим Interactive Events за предоставленную локацию для съемки
социальный активизм
Исследование скрытого в реальности цифрового слоя
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРЫ AR-ПРОЕКТОВ
AR игры получили широкое распространение, особенно после успеха Pokemon Go - приложения, выпущенного в 2016 году, в котором нужно было искать спрятанных по городу покемонов с помощью дополненной реальности на экране смартфона.
Однако AR игры могут стать и инструментом для художественного высказывания.

В качестве примера можно привести проект группы Blast Theory под названием «Can you see me now», созданный в 2001 году. Эта игра имела форму погони, в ходе которой игроки делились на охотников и убегающих. Охотники, снабженные шлемами и компьютерами с gps-трекерами ходили по реальному городу и пытались поймать аватары убегающих, которыми дистанционно управляли другие игроки. Проект был посвящен вопросам овеществления и процессу видения в разных реальностях, а также взаимодействию между физическим и виртуальным.
Проект Джона Крейга и Марка Скварека «Пограничный мемориал» визуализирует статистику смертей на границе между США и Мексикой, отмечая виртуальными объектами те места, где были найдены останки.
Американский программист и медиахудожник Зак Либерман через AR исследует звук, используя звуковые колебания. Алгоритм перерабатывает произнесённые слова, фразы или предложения специальными алгоритмами, преобразуя звуковые колебания в визуальные объекты, распространяющиеся в пространстве. Используя камеру смартфона посетители могут таким образом создавать в пространстве целые абстрактные композиции.
Проект ARART Exhibition, созданный в 2012 году японскими художниками. С помощью технологий дополненной реальности они оживили полотна Леонардо да Винчи, Вермеера, Ван Гога, Кацусики Хокусая и другие, раскрывая новые смыслы в каждой из этих картин.
В РОССИИ
В России первый фестиваль цифрового паблик арта Rosbank Future Cities прошел в 2021 году, на нем было представлено 5 AR объектов. Главными проблемами, с которыми работали художники, стали устойчивое развитие и децентрализация культуры.
В 2022 году тема конкурса связана с экологией городов.

ПРИМЕРЫ AR-ХУДОЖНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ФИЛЬТРАМИ И МАСКАМИ
Подробнее
Художница, которая через свои AR маски исследует культуру будущего, sci-fi и искажения реальности
Ines Alpha
Подробнее
Создает фильтры, основываясь на математических принципах и алгоритмах
Денис Россиев (Enuriru)
Подробнее
#ArtScience
Выставка современного
искусства в рамках Art Science
КАРТОЧКА
Подробнее
#ArtScience
Выставка современного
искусства в рамках Art Science
КАРТОЧКА
Подробнее
Художница, которая через свои AR маски исследует культуру будущего, sci-fi и искажения реальности
Ines Alpha
Подробнее
Создает фильтры, основываясь на математических принципах и алгоритмах
Денис Россиев (Enuriru)
Подробнее
Выставка современного
искусства в рамках Art Science
Денис Россиев (Enuriru)
Подробнее
Художница, которая через свои AR маски исследует культуру будущего, sci-fi и искажения реальности
Ines Alpha