ИНСТИТУЦИИ ART&sCIENCE В МИРЕ
Как следить за технологическим искусством
Наталья Федорова
ITMO University
Как следить за технологическим искусством
ВВЕДЕНИЕ
Технологическое искусство второй половины двадцатого века стало возможным благодаря третьей промышленной революции и стремительному развитию науки. Все большее проникновение техники в различные области социальной и частной жизни продиктовало необходимость реформирования образовательных и художественных институций. Так в CША Bell Labs становится площадкой для экспериментов художников, в Советском контексте художественные произведения создаются в рамках исследовательских лаборатория мехмата МГУ и Казанского университета.
Видео
Институции Art&Science в мире // Наталья Федорова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Технологическое искусство — это искусство, которое соединяет в себе концептуальную основу и научные методы познания реальности. Научные методы познания реальности как правило требуют научной базы, которой обладают исследовательские лаборатории университетов или крупных компаний. Поэтому часто базой для научного искусства выступают лаборатории или музей, созданные по инициативе города и/или промышленного капитала. Моделью для такой лаборатории всегда служит научная лаборатория в то время, как для демонстрации такого искусства выбираются выставочные или фестивальные проекты.

Мы рассмотрим ряд ключевых институций: музеи, лаборатории и фестивали, где научное искусства стоит смотреть и за которыми мы рекомендуем следить, чтобы быть в курсе событий.

АРХИВ ARS ELECTRONICA
ARS ELECTRONICA
Начнем с самой знаковой, и на сегодняшний день самой значительной институции технологического искусства — фестиваля Ars electronica. Этот фестиваль существует уже более сорока лет. Сегодня это большая и довольно сложная структура, которая включает в себя сам фестиваль, премию, музейный центр, и исследовательскую лабораторию.

Архив фестиваля — это, пожалуй, самая обширная коллекция произведений научного искусства. Здесь можно посмотреть, как менялись технологии, и как по-новому художественное сообщество реагировало на этические и социальные вызовы, обусловленные этими технологиями.
MIT Media Lab
MIT Media Lab
Медиалаборатория Массачусетского технологического института была
основана в 1985 году, и на сегодняшний день она является пожалуй одной из самых авторитетных исследовательских и научных организаций в мире. Эта лаборатория задумывалась как междисциплинарная площадка для совместной работы ученых, инженеров, дизайнеров и художников, и со временем она стала прототипом для множества междисциплинарных институций во всем мире.
Сейчас преподаватели, студенты и исследователи совместно MIT Media Lab работают над сотнями проектов по таким дисциплинам, как:

  • социальная робототехника,
  • физические и когнитивные протезы,
  • новые модели и инструменты для обучения, с
  • биоинженерия сообщества,
  • модели для устойчивых городов.


Если вам кажется, что вы придумали важный и интересный проект — загляните на сайт медиалаборатории. Возможно, что его уже разрабатывают в MIT, а если нет — тем лучше, значит, вы придумали и правда что-то новое.
ZKM
АРХИВ МЕДИАИСКУССТВА
ZKM
Центр искусств и медиа в Карлсруэ был создан на десятилетие позже Арс электроники, и это первый музей медиаискусства, который был призван взять на себя роль «электронного и цифрового Баухауса». Сегодня «электронный Баухаус» — это большая институция, состоящая из международного кураторского отдела, исследовательской лаборатории имени Генриха Герца (работавшего, кстати, именно в университете Карлсруэ) и большого архива медиаискусства, истории выставок и образовательных инициатив ZKM.

Arc-hive
Kapelica
Галерея Kapelica (1995) — это довольно старая институция, которая в своей нынешней сборке входит в состав независимого исследовательского института Керсникова. Кроме галереи Капелица, туда входят молодежная инициатива Рампа (2012) и лаборатория БиоТехна (2013).


В фокусе галереи Капелица и ее куратора Юрия Крпана находится производство художественных работ в жанре научного искусства, так или иначе связанных с темой телесности. Работы Шпелы Петрич и Майи Смрекар, с которыми чаще всего сотрудничает Капелица, отличаются узнаваемой формой. Теоретический интерес Крпана сосредоточен на концептуальном, эстетическом и политическом значении жизни как объекта, где художники исследуют влияние биополитики, ее инструменты контроля человеческого общества, отношения между человеком и машиной и возможные трансгрессии устаревшего гуманизма в отношениях человека и нечеловека.

Кроме того, среди партнеров галереи Капелица — организация Arc-hive, в архив которой тоже имеет смысл заглянуть.
symbiotica
SymbioticA
Лаборатория Симбиотика так же, как и Медиалаборатория MIT, была основана на базе университета, в данном случае, университета Западной Австралии. Лаборатория была основана в 2000 году клеточным биологом профессором Мирандой Граундс, нейробиологом Стюартом Бантом и художником Ороном Каттсом. В дальнейшем, деятельность лаборатории тесно связана с работами художников Стеларка, Пола Вануса, Гай Бен Ари и Марты де Менедес.

Лаборатория известна прежде всего такими направлениями работы как искусство и биология, искусство и экология, биоэтика, тканевая инженерия, наука сна и нейронаука.