алгоритмическое
ИСКУССТВО
ITMO University
НОРМАЛИЗУЮЩАЯ МАШИНА, МУШОН ЗЕР-АВИВ (ИЗРАИЛЬ), 2018
The best iНормализующая машина — это интерактивная инсталляция, которая в игровой форме предлагает посетителям выставки определить, кто из людей на фото выглядит более “нормальным”. Так, зрители обучают нейросеть отличать “нормальную внешность” от менее “нормальной” внешности. Машина анализирует решения участников и добавляет их в свой агрегированный алгоритмический образ нормальности. Итогом этого обучения становится вердикт нейросети о том, насколько “нормальным” является сам зритель.

Зер—Авив исследует опасный потенциал искусственного интеллекта. Алгоритмическое определение нормальности может стать опасным в том случае, если у этого решения есть какие—либо последствия. Это может быть определение “благонадежности” того или иного индивида, от степени которой зависит сумма кредита, стоимость страховки, или то, какую машину можно взять в каршеринге.

История прошлого века показывает, что люди могут пользоваться не намного более сложными алгоритмами, которые разделяют людей по национальной принадлежности или вероисповеданию. Довольно страшно, если решение о жизни или смерти человека, его свободе или несвободе принимается согласно простому алгоритму.
THE NORMALIZING MACHINE
ПОРТРЕТ ЭДМОНДА БЕЛАМИ, OBVIOUS
В последнее время алгоритмы активно используются для того, чтобы создавать различного рода культурные артефакты, которые переосмысливают сугубо человеческую природу творческого акта.

Один из самых дорогих и знаменитых подобных проектов, — это «Портрет Эдмонда Белами», сделанный коллективом Obvious. Этот портрет, сделанный нейросетью, — часть серии портретов семьи Белами.

Как и великие художники прошлого, нейросеть изображает целое семейство знатных людей. При этом, как и в случае с «Любовными письмами» Стрейчи, этот проект не стремится имитировать человеческую деятельность. Главной целью здесь становится критическое переосмысление общественных механизмов статуса и власти.
CONTENT AWARE STUDIES, ЕГОР КРАФТ, 2018
Проект исследует новую материальность в искусстве. Способен ли искусственный интеллект восстановить Пергамский алтарь? Способен ли он восстановить утраченную культуру человека, никогда с ней не соприкасаясь? Исследование также посвящено изучению возможностей искусственного интеллекта, компьютерного зрения и распознавания объектов. Изучив тысячи 3D сканов классических скульптур из коллекций различных музеев мира, искусственный интеллект предлагает варианты заполнения полостей и недостающих частей скульптур. Проект — отличный пример сотрудничества материального мира человеческой культуры с искусственный интеллектом.