И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Бытие 1:26 — Быт 1:26)
Это не начало проповеди, а именно та строчка из Книги Бытия, которую Эдуардо Кац последовательно переводит сначала в код Морзе, а затем в кодоны ДНК. Указанная цитата была выбрана потому, что она намекает на довольно сомнительное представление о санкционированном созданном Богом превосходстве человечества над природой.
Начальным процессом в этой работе является клонирование синтетического гена в плазмиды и их последующая трансформация в бактерии. Под действием гена образуется новая белковая молекула. В работе используются два вида бактерий: бактерии, в которые внедрена плазмида, содержащая ECFP (Enhanced Cyan Fluorescent Protein), и бактерии, в которые внедрена плазмида, содержащая EYFP (Enhanced Yellow Fluorescent Protein). ECFP и EYFP — это мутанты GFP (зеленого флуоресцентного белка) с измененными спектральными свойствами.
Бактерии ECFP содержат синтетический ген, а бактерии EYFP — нет. Эти флуоресцентные бактерии излучают голубой и желтый свет при воздействии ультрафиолетового излучения (302 нм).
По мере роста их числа в плазмидах естественным образом происходят мутации. При контакте друг с другом происходит конъюгальный перенос плазмид, и мы начинаем видеть цветовые комбинации, дающие начало зеленым бактериям. Общение трансгенных бактерий развивается как комбинация трех видимых сценариев: 1 — ECFP бактерии передают свою плазмиду EYFP бактериям (и наоборот), порождая зеленые бактерии; 2 — Передачи не происходит (индивидуальные цвета сохраняются); 3 — Бактерии полностью теряют свою плазмиду (становятся бледными, охристого цвета).
Ген «Книги бытия» был встроен в бактерии, выставленные в галерее. Зрителям, которые соглашались с цитатой, предлагалось нажать на кнопку и включить ультрафиолетовую лампу. Это вызывало реальные биологические мутации, которые редактировали библейское предложение в бактериях.
Кац в своей работе подводит такой итог: “Возможность изменить предложение — это символический жест: он означает, что мы не принимаем его смысл в той форме, в которой он дошел до нас, и что новые смыслы появляются по мере того, как мы пытаемся его изменить”. (Эдуардо Кац, экспликация к работе).
На примере работы Эдуардо Каца мы видим, что биоарт — это искусство, которое редактирует живую природу. Художник пересматривает это делает для того, чтобы пересмотреть границы естественного как того, что встречается в природе, ослабить давление частотного и нормативного, вывести на авансцену различного рода гибридные формы и тем самым предложить альтернативу эволюции.