ITMO University
РОБОТИЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО
"РОБОТ, СИМУЛИРУЮЩИЙ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ", ТАКАЮКИ ТОДО (ЯПОНИЯ), 2018
"SEER" (simulative emotional expression robot)– это роботизированная голова с подвижными бровями, глазами и верхним веком. У нее плоские губы, голова поворачивается и опускается вверх и вниз. Таким образом, исследование в фокусе этой работы — значения взгляда, положения бровей и взгляда лица в общении между человеком и машиной.

В робототехнике часто принято не делать роботов усиленными человекоподобными, чтобы не возникал эффект «зловещей долины»: мы не понимаем, человек ли перед нами, или робот, живое существо, или уже мертвец. Взгляд, по мнению автора работы — Такаюки Тодо – это именно то, что может помочь избежать последствий зловещей долины.

Робот "SEER" с живой мимикой, чувствительным к мимике, который отвечает взглядом на взгляд.
Голова SEER изготовлена ​​на 3D-принтере, она меньше головы человека, и к ней сложно применить гендерную или этическую модель рамку, хотя роботы похожи на детей.
Робот оснащен камерой, которая воспринимает внимание, фокусируется на нем, а затем отвечает на его взгляд.
"СЛЕПОЙ РОБОТ", ЛУИ ФИЛИПП ДЕМЕРС
Идея создания робота предельно проста. Две роботизированные руки имитируют то, как слепой видит или сканирует лицо человека, слегка касаясь лица механическими кончиками пальцев. Если вы — человек, к которому прикасаются, вы можете посмотреть на себя в зеркало и ощутить, что робот вас будто сканирует.
Робот выполняет эту процедуру очень мягко, что тоже является удивительным в этой ситуации. Однако в тот момент, когда он останавливается на уровне плеч, чтобы перейти к вашему лицу, в вашу голову приходят мысли о научно-фантастических фильмах, и вы начинаете спрашивать себя, действительно ли эта машина достаточно сильна, чтобы причинить вам боль. Весь этот опыт удивителен и создает совершенно иной взгляд на роботов.
"СЕНСТЕР", ЭДВАРД ИГНАТОВИЧ
Сенстер Эдварда Игнатовича — это интерактивная роботическая скульптура, которая представляет собой когнитивную механическую модель. Сделанная вручную и по виду напоминающая клешню омара, эта скульптура — механическое доказательство того, что искусственный интеллект воспринимает окружающую реальность. Скульптура обладает способностью реагировать на поведение зрителей, используя датчики звука и движения.
"ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РЫБ", КЕН РИНАЛЬДО
«Дополненная реальность рыб» состоит из пяти передвижных аквариумов, в которые помещены сиамские бойцовые рыбки. В этих интерактивных роботизированных скульптурах движение рыбок управляет движением всей конструкции при помощи специального программного обеспечения. Перемещаясь, они взаимодействуют с окружающей средой и другими сиамскими бойцовыми рыбками, которые также могут видеть за пределами своих стеклянных чаш, а также управлять своими рыбомобилями.

Каждый роботизированный аквариум в «Дополненной реальности рыб» оснащен четырьмя точными инфракрасными датчиками. Когда рыба проплывает перед датчиками, она активирует микроконтроллер, который приводит в действие моторизованные колеса в каждом рыбьем транспортном средстве. Датчики позволяют рыбе перемещать робота вперед и назад, а также поворачивать его влево или вправо. Люди взаимодействуют с работой, просто входя в пространство инсталляции, что может привлечь внимание рыбы. Роботические конструкции управляются рыбами и рыбы сами выбирают, приближаться или удаляться от участников-людей, когда им вздумается.
Сиамские бойцовые рыбки — верхнедышащие, поэтому им очень комфортно в среде с недостатком кислорода. Они глотают воздух с поверхности, чтобы получить достаточное количество кислорода, и большая чаша отлично подходит им в качестве среды обитания, поскольку в такой чаше большая часть поверхности воды находится в контакте с кислородом.
В среду инсталляции также входит растение мирной лилии, которое поглощает отходы жизнедеятельности рыб и, в свою очередь, обеспечивает рыб кислородом. Дополнительными элементами этой интерактивной инсталляции являются маленькие видеокамеры, установленные под углом сорок пять градусов под одной из чаш, которые проецируют изображение на стены галереи с точки зрения рыб.