ITMO University
Экологическое искусство
ОБСЕРВАТОРИЯ НЕМО 02002, ЛОРЕНС МАЛЬСТАФ (БЕЛЬГИЯ)
В центре бури есть островок покоя. В пластиковом цилиндре при помощи вентиляторов вращается множество частиц пенопласта. Это похоже на снежную бурю. Зритель может следить за кажущимися циклическими узорами, сосредоточиться на различных слоях 3D—пикселей или послушать звук водопада.

Эту работу можно назвать тренажером, который заставляет посетителя сосредоточиться и найти покой в быстро меняющейся обстановке. Через некоторое время пространство словно расширяется, а чувство времени теряется.

Как правило, экологическое искусство критически заряжено. Однако на первый взгляд критически разряженная работа Мальстрафа имеет к этому жанру прямое отношение. Это отношение выражается в том, что инсталляция и представляет собой модель природного явления — бури. Мы видим, как в этой работе экологическое искусство предлагает понять то, как работают нечеловеческие системы земли. Обсерватория Немо – это приглашение внутрь этой бури.
СИЛУЭТЫ, АНА МЕНДИЕТА, 1978
Работы Аны Мендиеты демонстрируют связь между телом художницы и землей. Ее работы из серии «Силуэты» (1978) состоят из отпечатков женских тел на поверхности различных ландшафтов. Процесс взаимного влияния отражен в этих отпечатках, оставленных художником на разных почвах, и наоборот — следах почвы на теле художницы.

Такой подход меняет представление о ландшафте, зрителях и самом художнике и делает их со-авторами произведения. Экология тут понимается как взаимозависимость организмов и сред. Именно такое широкое понимание экологии находят развитие в современных работах научно-технологического искусства. При этом проекты принимают формы, превосходящие искусство в его прежнем понимании, где стираются дисциплинарные рамки и отношения между художником и объектом.
ЯЗЫК ПТИЦ, ЕЛЕНА НИКОНОЛЕ, 2019
Над проектом работали:
Наталия Соболева
2
1
Орнилог, биолог, популяризатор науки, журналист
Специалист в сфере ИИ
Вероника Самоцкая
Никита Прудников
3
Музыкант, разработчик, специалист в сфере ИИ
4
Константин Яковлев
Доктор физических и математических наук, специалист в сфере ИИ
Для того, чтобы переосмыслить отношения человека и природы, многие современные художники предлагают искать новые формы коммуникации с окружающим миром. Например, проект “Bird language” художницы Елены Никоноле — это попытка создать переводчик с языка птиц. Для этого художница в сотрудничестве с учеными – орнитологами и специалистами по искусственному интеллекту – использовала технологии машинного обучения. В этом проекте искусственный интеллект ищет закономерности в пении птиц, чтобы построить математическую модель универсальной грамматики птичьего языка.
Проект вдохновлен идеями Ноама Хомского о врожденном характере языка и наличии универсальной грамматики. Художница расширяет эту гипотезу о единой структуре человеческого языка и на животных – птиц.
При обработке текста ИИ способен распознавать универсальную грамматику и извлекать структурные закономерности языка. При машинном анализе языка птиц выделяются своеобразные “морфемы птиц" - семантические элементы, несущие в себе определенное значение. Из выделенных элементов можно сформировать определенное сообщение.
На первом этапе проекта художница и ученый обучили нейронную сеть на звуках пения большой синицы. Это позволило установить связь между птицами и технологией – создать отношения без участия человека.
Второй этап проекта включает в себя создание ИИ-переводчика с птичьего языка на человеческий. На данном этапе команда работает над различными подходами машинного обучения для того, чтобы научиться распознавать морфемы птиц и, таким образом, утвердить их субъектность.
ONE TREE ID, АГНЕС МАЙЕР-БРАНДИС
Биохимическая инсталляция One Tree ID Агнес Майер-Брандис дает возможность вступить в диалог с деревом на его языке — языке запахов. 
Все растения выделяют летучие органические вещества (ЛОВ). Это газообразные соединения, которые, помимо прочего, продуцируются лесными массивами, образуя знакомый нам аромат хвойного леса. Растения общаются с помощью ЛОВ, таких как эфирные масла и фитонциды. Для каждого растения характерен свой собственный состав таких веществ, которые формируют свое особое облако молекул. Таким образом, химический состав такого облака выступает идентификатором или “паспортом” дерева. 
Художница определила ЛОВ гималайского кедра: корней, населенных бактериями, ствола и хвои.Для каждой части дерева характерно собственное молекулярное облако, каждое из которых состоит более, чем из 100 различных соединений. Состав каждого из них был проанализирован и воссоздан парфюмером в форме трех видов парфюма:  “Облако корней”, “Облако ствола дерева”, “Облако кроны дерева”. Объединенные в единый парфюм, все три аромата формируют идентичность всего дерева или  “One Tree ID”.
Зритель может нанести на себя аромат, содержащий летучие органические соединениям кедра. В результате, для дерева человек становится другим деревом, способным вести беззвучный разговор на биохимическом уровне.
"FLORA.ONION 2.0", ЮЛИЯ ВЕРГАЗОВА
Еще одна распространенная художественная тактика обращения к экологии — построение воображаемых образов параллельных миров, где нет разделения на культурное и природное. Такие проекты существуют на грани с научной фантастикой. В своем проекте "flora.onion 2.0" Юлия Вергазова создает воображаемую жизнь растений-киборгов, которые совершили эволюционный скачок и общаются с помощью собственного растительного интернета. Художница размышляет о положении растений в иерархии видов и предлагает сценарий, который бы подорвал существующий порядок вещей.
Интернет и социальные сети, которые относятся к достижениям человечества, повторно присваиваются растительными видами. Растения возвращают себе свойственный им вид общения – через формирование сетей для передачи сигнала – с поправкой на новые технологии. В своем собственном даркнете растения знакомятся, общаются, совершают покупки, влияющие на экономические и политические процессы нашей экономики.
Проект представляет из себя инсталляцию, визуализирующую устройство растительной сети, видео с портала в даркнете flora.onion и серию видео-интервью с художниками и теоретиками: Терезой Шуберт, Катей Никитиной, Ипполитом Маркеловым и Александром Евангели, а также растениями офисов разработки компании Яндекс.
POSTHUMAN DOCUMENTARY, ЮЛИЯ ВЕРГАЗОВА, НИКОЛАЙ УЛЬЯНОВ, 2019-2021
В проекте “Posthuman documentary” художники обращаются к спекулятивной археологии, предлагая представить как выглядели бы ископаемые формы жизни, если бы эволюция пошла по пути соединения природного и рукотворного. Результатом подобного синтеза стали технобиологические тела – продукты машинного обучения и человеческого восприятия.
Видео демонстрирует внешний вид технобиологических тел, гибридов растений и технологических созданий, которые постоянно мутируют и демонстрируют возможные адаптации к среде. Видео поделено на клетки, в каждой из которых, как в чашке Петри, нейросеть моделирует вариации растительной мутации.

Унаследованная от растений способность трансформироваться, самоорганизовываться и ускользать в проекте играет роль политического жеста, сопротивления любому проявлению власти.

Художники задаются вопросом: сможет ли человек научиться мутировать достаточно эффективно, чтобы стать более отзывчивым к тому, что его окружает? В ситуации катастрофы мы больше не можем продолжать изолированное существование и вынуждены считаться с миром другого, чтобы сохранить свой. В проекте открытость, восприимчивость и отзывчивость рассматриваются как новый способ выжить.
ВИРУС МОЗАИКИ, АННА РИДЛЕР, 2019
«Вирус мозаики» — это трехканальная видеоинсталляция с цветущими тюльпанами, сгенерированная искусственным интеллектом и представляющая собой голландский натюрморт двадцать первого века. Для создания инсталляции Анна Ридлер отправилась в Амстердам во время сезона цветения тюльпанов, где она собрала десять тысяч образцов цветка, которые затем сфотографировала и классифицировала для создания базы данных, послужившей основой проекта.
Вирус, вызывающий появление полос на лепестках тюльпанов, называется «Мозаика». Именно наличие полос превратило тюльпан в объект желания и экономической спекуляции, закончившейся падением цен и одним из крупнейших финансовых кризисов в истории Европы.
В проекте художница проводит параллель с «тюльпаноманией», охватившей Нидерланды в семнадцатом веке. В современной интерпретации полосы на тюльпанах реагируют на рост и падение цен на биткойны, обнажая истерию и множественные спекуляции, формирующиеся вокруг криптовалют сегодня. При повышении роста цены биткойна количество полос на цифровом двойнике тюльпана увеличивается, в очередной раз отсылая к иллюзорности финансовых механизмов, выстроившихся в семнадцатом веке вокруг вирусно мутировавших полос на лепестках тюльпана.
«ПШЕНИЧНОЕ ПОЛЕ — ПРОТИВОСТОЯНИЕ», АГНЕС ДЕНЕС, 1982
Художница совершила масштабную экологическую интервенцию в центре Нью-Йорка, где создала настоящее пшеничное поле напротив Уолл-стрит и Всемирного торгового центра. Место было выбрано неслучайно: пшеница была одним из объектов спекуляций и торгов на бирже Нью-Йорка.
Процесс создания работы включал в себя уборку территории и вывоз всего мусора, создания слоя почвы необходимой мощности и ирригационной системы, посева пшеницы и обработки земли. Спустя 4 месяца поле дало более тысячи фунтов зерна, которое впоследствии было передано 28 городам со всего мира в рамках Международной выставки искусств «Конец голода во всем мире».
Проект Денес родился как реакция на стремление американского общества к прогрессу и городского развития, которые в конечном итоге приводили к росту социальных проблем, таких как бедность и сопутствующий ей голод.
Контраст и противостояние между городом и пшеничным полем подчеркивал разрыв между человеком и природой и пренебрежению к экологическим проблемам конца 20 века.
"EARTHLINK”, САША СПАЧЛ
Словенская художница Саша Спачл делает акцент на человеке как части природной системы. Проект "Earthlink", название которого дословно переводится как «связь с Землей», воспроизводит существующие связи человека и земли и его включенность в биогеохимические циклы веществ. Проект включает в себя три инсталляции: Inspiration (Вдох), Expiration (Выдох), Symbiome (Симбиом). 
Установка Inspiration позволяет вдохнуть воздух, обогащенный определенным видом почвенных бактерий Mycobacterium vaccae, которые могут способствовать улучшению настроения и снижению тревожности. Делая выдох в Expiration, человек может привнести свой личный микробиом в инсталляцию. Поступившие бактериальные сообщества постоянно промываются экстрактом кипариса Cupressus sempervirens. В инсталляции Symbiome находится красный клевер Trifolium pratense, на корнях которого живут клубеньковые бактерии Rhizobium. Вступая в симбиоз с растением, бактерии производят кислород и фиксируют азот, что играет решающее значение для выживания человека.
Таким образом, человек и бактерии вступают в симбиотические отношения, опосредованные технологиями. Дыхание в данном случае — один из каналов обратной связи, который связывает организм и окружающую среду.
GHOST PLANTS, ЛАУРА РОДРИГЕЗ, 2021
Художница Лаура Родригез в проекте Ghost Plants обращается к поиску сущности растения, предлагая исследовать возможность возрождения растительной жизни после смерти. Наличие у растений коммуникации для обмена информацией и их способность ощущать прикосновения и свет художники предлагают трактовать как проявление «растительной души». В проекте они создают новое измерение вегетативного существования по ту сторону жизни. Опустевшие вегетативные структуры растения как будто оживают, но уже в новой цифровой реальности.
СПЕКУЛЯТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖВИДОВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ПТИЦАМИ И РАСТЕНИЯМИ, ПАВЛИНА БЕЛОКРЕНИЦКАЯ, 2021
Другая художница Павлина Белокреницкая, используя метод децеллюляризации растений, провела целое Спекулятивное исследование межвидовой коммуникации между птицами и растениями. Искусственное перо является примером ответной практики заботы — от растения к птице. Обращаясь к теме инвалидности птиц, художница исследует новые способы восстановления утраченного оперения с помощью растительных тканей. Децеллюляризированный лист растения очищен от клеточных компонентов и служит в проекте каркасом для конструирования нового пера. Благодаря Путем заменеы компонентов растительной клетки на химический состав птичьего оперения и добавления витаминного комплекса. возможно восстановить способность птиц к полетам. Естественно-технологическим фоном экосистемы служит пение кореллы, сгенерированное нейросетью на основе записей пения домашних корелл. Стирая границы между природным и технологическим, проект предлагает альтернативный сценарий симбиотического будущего, в основе которого лежит забота.