Работа была создана при поддержке Eyebeam и наставничестве Genspace и Advanced Media Studio Нью-Йоркского университета.Хизер Дьюи-Хагборг рассматривает искусство как исследование и публичное расследование. В своем проекте Stranger Visions она создает серию 3D-портретов на основе анализа генетического материала, собранного в общественных местах. Проект поднимает вопросы о ДНК, которую мы оставляем после себя, о неприкосновенности частной жизни, а также о многочисленных юридических и биоэтических проблемах.
История создания выставки замечательно проста. Несколько лет назад Дьюи-Хагборг заметила один волос, застрявший в рамке для фотографии. Ей стало интересно, чей это волос, как он застрял в фоторамке, где сейчас находится этот человек и что он делает. Вдохновившись телепередачами о криминалистике, такими как "Кости" (“Bones”), она приступила к проекту, чтобы узнать как можно больше о людях, которые оставили в мире эти маленькие следы себя.
Скульптуры в этой работе созданы с использованием ДНК из жевательной резинки, окурков и волос, которые Дьюи-Хагборг нашла на улицах, в общественных туалетах и залах ожидания Нью-Йорка. На основе этого материала уже в лаборатории были выделены последовательности генов, и участки этих генов отправлены в другую лабораторию на анализ для секвенирования ДНК.
Этот анализ помог определить ряд признаков, включая пол, этническое происхождение, цвет глаз, волос, рост, вероятность наличия веснушек и склонность к ожирению.
Художница уже работала с алгоритмами распознавания лиц, что дало ей возможность перепрофилировать существующую программу не просто на распознавание черт лица, а на генерирование лиц.
Полученная 3D-модель способна изменять размеры лица (например, ширину носа и рта) и черты лица с помощью полученной генетической информации. Затем эта модель печатается на 3D-принтере для получения полноцветного портрета в натуральную величину. На выставке портреты выставляются вместе с маленькой коробочкой, содержащей информацию о человеке, полученную в результате анализа ДНК, оригинальный кусочек жевательной резинки или окурка, а также фотографию места, где они были найдены.
“Работая со следами, невольно оставленными незнакомцами, проект должен был привлечь внимание к развивающейся технологии судебно-медицинского фенотипирования ДНК, потенциалу культуры биологического наблюдения и импульсу к генетическому детерминизму.", - рассказывает Дьюи-Хагборг.
Созданная как провокация, выставка Stranger Visions была представлена в международных новостных СМИ, включая Smithsonian, CNN, New York Times и Национальное общественное радио.
Прогноз Stranger Visions сбылся. Всего через 2 года компания Parabon NanoLabs запустила услугу, которую они назвали "снимок ДНК" (DNA "snapshot"), для полиции по всей территории США. С тех пор художница посвятила много усилий обсуждению ограничений и предвзятости технологии фенотипирования, которую она и многие ученые не считаю достаточно точной и беспристрастной для использования в уголовных расследованиях. Также Дьюи-Хагборг высказывает опасение того, что это может стать новой формой расового профилирования.